Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 11:47

Школьный мир

Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Проблемно-диалогический метод:новые технологии
30.11.2010, 15:55
Проблемно-диалогический метод: современные технологии. Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении, то есть овладение определенными компетенциями. Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами. Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия "компетенция": знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек. навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность. способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности. стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение. усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах. Таким образом: Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Современная педагогическая наука предлагает большое количество различных методик и технологий развивающего обучения, отвечающих новым требованиям современного образования. Одной из таких технологий развивающего обучения является проблемно-диалогическое обучение, реализуемой в Образовательной системе «Школа 2100». ОС «Школа 2100» ориентирована на новые образовательные цели, обеспечивает вариативное личностно ориентированное развивающее образование. Авторский коллектив ОС «Школа 2100» выделил четыре группы общеучебных компетенций: организаторские, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. В чем суть проблемно-диалогического обучения? Проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.  Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. Принципиально важен тот факт, что новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы или проблем. Решение проблемы требует включения творческого мышления.   Психологический механизм происходящих процессов, при проблемном обучении следующий: сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой (проблема - сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении), у учащегося возникает состояние недоумения, удивления, возникает вопрос: в чем суть? И учащийся либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск открытия неизвестного, либо с помощью преподавателя. Активизации творческого мышления способствуют субъект-объект-субъектные отношения, возникающие при коллективном решении проблемы. Итак, проблемный урок делится на два важных этапа: постановка учебной проблемы.  И, поиск решения. Постановка  учебной проблемы осуществляется следующим способом: диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». По ходу диалога безоценочно принимает неточные и ошибочные ученические формулировки проблемы («так, кто точнее сформулирует?») 1)    одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. 2)    столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. 3)    противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием на ошибку. Затем сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью представляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами : вы, что думали сначала? А что оказывается на самом деле? 4)    Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Последний вопрос должен содержать обобщение, что  позволит ученикам сформулировать тему урока. 5)    прием яркое пятно   Так как ученики заранее читают дома текст §(опережающее чтение) учитель, используя материал учебника, решает две задачи: изучение и закрепление важных фактов по теме и решает проблемный вопрос. Данный метод дает широкие возможности варьирование форм обучения: фронтальной, групповой, парной, индивидуальной, в то время как традиционные методы всегда фронтальны. При проблемно-диалогическом методе средства обучения служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний, а при традиционных методах они обслуживают репродуктивное усвоение знаний. Тем самым, с помощью групповых и парных работ, которые являются основными, формируются и развиваются организационные компетенции. Актуальная образовательная проблема для всей системы российского образования - формирование коммуникативной умений учащихся, так как ее по праву можно назвать основной компетенцией современного человека.  Для формирования коммуникативных умений учащихся необходимо создать в учебном процессе коммуникативные ситуации, при которых ученики, осуществляя коммуникативное взаимодействие, одновременно познают и усваивают предметный материал. На этой парадигме и основан проблемно-диалогический метод. Несмотря  на то, что сам метод подразумевает при постановке и решении проблемы два вида диалога: побуждающий и подводящий, существуют еще и внутренние способы формирования и развития коммуникативных умений. Важным из способов является отображение своей позиции, точки зрения на процесс, явление, поступок, а так же ее аргументации – приведение своеобразных доказательств подтверждающих позицию или раскрывающую ход мыслей. Авторы Образовательной системы «Школа 2100» разработали поэтапное, пошаговое развитие коммуникативных умений на основе изучения предмета история. Ключевыми умениями являются: донести свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи, понять другие позиции (взгляды, интересы), договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. С каждой ступенью обучения данные умения усложняются. Практика внедрения заданий, имеющих цель развития данных умений, показывает заинтересованность учащихся в своих ответах, ответах других учащихся, с целью их дополнения, а самое важное решить проблему урока. Каждый из учащихся мысленно считает себя творцом урока, именно благодаря его выводам, аргументам класс отвечает на проблемный вопрос. Интересна и специфика оценивания своей работы и результатов. Активизирует деятельность учащихся самооценка. В конце урока или после выполнения определенного задания ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, находит и исправляет собственные ошибки. Оценивание осуществляется по следующему плану: 1.     Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2.     Удалось получить результат? 3.     Выполнил задание полностью верно или с ошибкой? 4.     Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью? 5.     Определи отметку, которую ты себе поставишь. Осуществляя оценивание по плану происходят важные процессы: осознания сути задания, осознания своего вклада в выполненном задании. Таким образом, применение проблемно-диалогического обучения на уроках истории позволяет уже сегодня реализовывать основные положения новых проектов об образовании и принимаемого нового Федерального стандарта второго поколения, где в качестве результатов обучения зафиксировано – овладение компетенциями.
Категория: Мои файлы | Добавил: Рюрик
Просмотров: 3039 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Школьный мир © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz